Новости фирм

  • Интернет магазин детской одежды Кнопик LOOK предлагает комбинезоны, ветровки и нарядную детскую одежду

 

Новости сайта

Сегодня именины

18 Сентября:
Авдей, Александр, Алексей, Афанасий, Глеб, Давид, Ефим, Захар, Максим, Теодор, Федор, Елизавета, Ираида, Раиса

 

10 типичных ошибок при выборе профессии

У выпускника школы есть возможность подать документы в пять вузов, и в каждом выбрать от 2 до 10 направлений. Можно ли одинаково осознанно пожелать для себя хотя бы 10 разных вариантов будущего, не говоря о 50? Где искать правдивую информацию о профессии? На какие вопросы о себе нужно ответить, прежде чем выбирать профессию? Как понять, что действительно «подойдёт» и с большей вероятностью будет нравиться? Разбираемся вместе с психологом-профориентологом Марией Косинец на открытом лектории, организованном проектами ГЕРОИ и "Родительский университет: PRO-родители" ГК «Просвещение», а также Фондом Яны Поплавской.

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть. 

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать - советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее. 

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни? 

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие - современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными. 

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты - вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали? 

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо - у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка - нельзя воспринимать его как единственно верное. 

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: "Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом - Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения". Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя. 

"Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов".

Как нельзя:

О, ты отлично пишешь сочинения! Решено - забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:

Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением. 

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления - ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому - работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно - возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов - пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным. 

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются - ходят на какие-то секции или кружки, например, - понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие, наоборот, предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками - что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно - и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили - когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления - сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области - гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим. 

"Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути".

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе - это нормально. 

Надо понимать, что зачастую ответ подростка "я уже все решил" несет в себе негативный посыл: "этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить". Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ - дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ - тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет. 

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь. 

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

"Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах".

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: "программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим".

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: "зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!" Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: "а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?" 

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками - поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности - причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

"К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно - то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение".

Пресс-служба Группы компаний «Просвещение»

Источник: https://www.prosv.ru/


Добавить комментарий


Детские новости Петербурга

26.08.2021

Минтруд изменит правила начисления соцвыплат на детей от трех до семи лет

Министерство труда намерено изменить правила начисления социальных выплат на детей от трех до семи лет, одиноким родителям и беременным женщинам, которые встали на учет на ранних сроках. >>>

23.08.2021

Госавтоинспекция призывает родителей и педагогов внимательно относиться к выбору перевозчиков при планировании организованных перевозок групп детей автобусами

С начала года в адрес Госавтоинспекции г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области было подано более 4 тыс. уведомлений об организованных перевозках групп детей автобусами. В связи с востребованностью детских перевозок в преддверии нового учебного года и в целях недопущения угроз жизни и здоровью детей Госавтоинспекция призывает инициаторов перевозок не использовать услуги недобросовестных перевозчиков. >>>

13.08.2021

Сразу две петербургские школы получили статус федеральных инновационных площадок

В рамках масштабной стратегической работы Минпросвещения России продолжается развитие и масштабирование деятельности федеральных инновационных площадок (ФИП), которые позволят создать пространство инноваций, объединяющее передовые школы, активно совершенствовать научно-методическую базу, распространять лучший опыт и внедрять новейшие научные разработки в сфере образования. В перечень федеральных инновационных площадок включены и две образовательные организации Санкт-Петербурга: школа №368 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района (проект «Модель внутришкольной системы непрерывного профессионального развития педагога») и лицей № 590 Красносельского района (проект «Образовательные практики формирования готовности подростка к самоопределению в цифровом мире»). >>>

Новости фирм Петербурга

12.07.2021

Стартовал 5 Всероссийский марафон брендов детских товаров

С 1 июня начался сбор заявок на участие в 5 Всероссийском марафоне брендов детских товаров. Организаторами марафона выступают специализированное маркетинговое агентство COOLKIDS и информационный портал «Отметка.тв» —лидер мнений в детской индустрии. >>>

02.06.2021

Яндекс Go обновил детское такси

Каждую неделю сотни тысяч родителей вызывают такси, чтобы поехать куда-нибудь вместе с детьми. К этим поездкам предъявляются повышенные требования безопасности. Но не менее важно, чтобы заказ машины был также удобным. С сегодняшнего дня тарифы, в которых можно вызвать машину с детскими устройствами, теперь видны при заказе такси уже на первом экране приложения. В Яндекс Go они объединены в группу тарифов «Детский» - в них входит «Комфорт+», «Минивэн», классы Ultima и сам «Детский». >>>

25.04.2021

Победителям премии «Золотой Медвежонок-2020» вручили награды

20 апреля 2021 года Ассоциация предприятий индустрии детских товаров объявила победителей Одиннадцатой национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок – 2020». Торжественная церемония награждения победителей прошла в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. >>>